Технологии виртуального общения в современной драматургии для подростков
Предлагаемая статья посвящена исследованию рецепции и изображения технологий виртуального общения в современной драме для подростков. Очевидно, что диджитал-технологии в ориентированных на молодую аудиторию пьесах становятся маркером современности и характерной для техногенной цивилизации деталью, порождающей конфликтные ситуации. Изображение молодых героев – ровесников предполагаемого зрителя – невозможно без воссоздания реалий современного виртуального общения. Однако авторы статьи ставят перед собой цель доказать, что обращение современных драматургов к указанной проблематике влечет за собой и трансформацию драматического языка, вызванную необходимостью учитывать социально-психологические особенности адресата. Материалом исследования стали пьесы, вошедшие в шорт-листы 12+ премии «Маленькая ремарка» за период ее существования (2018-2021 годы). Использовались статистический и сравнительный методы, а также метод имманентного анализа произведения. Всего рассмотрена 31 пьеса, в этой выборке в той или иной мере репрезентативными оказались 19. Языки виртуального общения представлены в этих пьесах как: 1) способ опознать свою эпоху и - в результате - себя в героях; 2) метафора для построения идентичности героя; 3) символ реальности, альтернативной эмпирической; 4) способ моделирования драматической картины с использованием знаков современности и новый тип коммуникации со зрителем. Технологии могут восприниматься как источник конфликтных ситуаций, но и как средство разрешения этих конфликтов. Несмотря на противоречивое отношение авторов пьес к изображаемому явлению, можно констатировать, что обращение к новым технологиям диалога, которые не соответствуют традиционным диалогическим формам драмы, могут стать основанием развития драматического языка в целом.