Маркетинг будущего как технология манипулирования символическим потреблением
На рубеже 20-21 веков появилось множество публикаций, целью которых является попытка дать характеристику новому состоянию общества, характеризующегося ориентацией на экономические цели и ценности. Продолжает развиваться концепция общества потребления и многие авторы связывают особенности современного потребления с распространением цифровых технологий. Анализ этих публикаций, а также новейших тенденций социального экономического развития позволил выявить причину новейших социально-экономических изменений - становление новой неокапиталистической формации. Произошла переориентация всей экономики с производства реальных благ на статусное потребление. В рамках неокапитализма целью потребления товаров и услуг является не удовлетворение реальных потребностей, а получение статусных характеристик, которые ассоциируются с товаром или услугой. Этот тип потребления требует от индивида всё большего вложения финансовых средств, поскольку среднестатистический потребитель не имеет финансовой возможности поддерживать высокие стандарты статусного потребления. Неокапитализм хорошо стимулирует потребительскую активность и производство, однако деструктивно влияет на общество в целом. Неспособность поддерживать желаемый уровень потребления приводит индивида к состоянию психосоциального стресса – аномии. В целом предложенная концепция неокапитализма будет интересна как маркетологам-практикам, так и специалистам в сфере социально-экономической теории. Она позволит перейти от интуитивного понимания происходящих изменений к концептуальному объяснению.