Все, что вы хотели и не хотели знать о медиаопере: Криптофонические мемуары

искусство, литература, цифровые исследования культуры
Авторы:
Аннотация:

Композиционный метод так называемой медиаоперы восходит к концептуализму 1990-х годов и, вместе с ним, к изобретению “криптофоники”. В этих мемуарах подробно описывается создание пяти медиаопер Ираиды Юсуповой. Начиная с “Эйнштейна и Маргариты” 2003 года и заканчивая “Алфавитом” 2024 года, они подразумевают развитие – параллельное, но единое – звуков и образов как отдельных нотных знаков в общей партитуре, которая не написана полностью. По мере того, как каждая музыкальная строка развивается с течением времени, их вертикальные связи создаются в исполнении, которое служит окончательной постановкой и окончательным референтом для медиаоперы как произведения. Это отличает медиаоперы Юсуповой от анимированных постановок опер на YouTube или использования видеопроекций на оперной сцене. Если, по словам поэта Тютчева, “мысль изреченная есть ложь”, то любой смысл может быть зашифрован в различных системах знаков. Но даже в правильном музыкальном ключе зашифрованные значения не поддаются расшифровке, что позволяет вести диалог между живыми и мертвыми, особенно в кадрах с покойным мужем и соавтором Юсуповой, режиссером Александром Долгиным, и ею самой.