Перевод из звука в изображение и обратно
Статья посвящена исследованию истории теоретических разработок, техник и технологий перевода звуков аудиотреков в элементы графики и/или живописные образы, и наоборот. Анализу подвергаются разнообразные попытки философов (Пифагор, Аристотель), артистов (Дж. Арчимбольдо, О. Мессиан, А. Скрябин, А. Шёнберг, В. Кандинский, В. Афанасьев, Р.Д. Джеймс), естествоиспытателей (И. Ньютон, Р. Гук, Э. Хладни, Х. Дженни), инженеров-экспериментаторов (Л.Б. Кастель, E. Шолпо, A. Авраамов, Б. Янковский) выявить единство цвето-звуковых и/или звуко-графических образов, осуществить перевод цвета/узора в звуковые формы и обратно. Исследуется всё многообразие типов подобных переводов в течение истории человечества, включая такие, как математический, нейропсихологический, физический, технический, программный. В первом типе перевод осуществляется посредством соотнесения длины волны того или иного звука или музыкальной тональности с определенным оттенком цвета. Его адепты на основании высчитанных ими математических формул создают таблицы соответствий цвета и звука. Некоторые из них в дальнейшем конструируют технические приспособления (типа цветных клавесинов), позволяющие наглядно демонстрировать данный перевод. В рамках нейропсихологического подхода анализу подвергается феномен синестезии и проявления данной способности к целостному восприятию действительности художниками и музыкантами, пытавшимися передать свой опыт посредством художественных произведений, в которых цвет и звук постоянно конвертируются друг в друга. Представители физического перевода концентрируют внимание на переводе звуков в графические формы и ставят эксперименты по воздействию звуков разной частоты и амплитуды на физические субстанции типа песка, особого порошка или даже жидкости, классифицируя получившиеся графические формы. Адепты технического перевода занимаются, в основном звукозаписью, осуществляя ее путем нанесения на пленку определённых графических узоров. Современный программный подход позволяет осуществлять перевод звука и изображения друг в друга в обоих направлениях с помощью специального программного обеспечения.