Гегель о паровом двигателе
Гегель не был свидетелем открытия гранитной чаши в центре Берлина, которая была изготовлена и отполирована с использованием технологии парового двигателя. Однако его понимание парового двигателя существенно повлияло на эволюцию научной мысли в Европе около 1800 года. Хотя в работах Гегеля не рассматривалась явно “паровая машина” как целостная концепция, его исследование ее частей, “пара” и “машины”, было очень тщательным. В натурфилософии Гегель подробно описал пар как отдельный физический элемент, от древнегреческой теории четырех элементов до современной метеорологии. Хотя он обсуждал взаимосвязь между паром, давлением воздуха и теплом, он не затрагивал перспективу парового двигателя в технических приложениях. Вместо этого он постоянно углублялся в рефлексию на научном уровне об отношениях между физическими элементами и отдельными объектами, вытекающими из динамичного взаимодействия между концепциями и реальными объектами в рамках диалектики. Поэтому гегелевское понимания парового двигателя воплощает его концепцию “донаучной герменевтики”, предполагающую постоянное отражение концепций и реальности посредством эмпирической проверки. Таким образом, он использовал современные метеорологические исследования, чтобы продемонстрировать диалектические отношения между физическими элементами и отдельными телами, а также законы движения, составляющие метеорологические элементы, такие как воздух и вода. Однако в сложном и изменчивом климате эти движения могут быть преходящими и случайными. Итак, в своем исследовании научных принципов “парового двигателя” Гегель не вникал в трансформацию этих принципов в технологию или в возникшую в результате революцию в общественной производительности и сопутствующие социальные последствия.