Герменевтический анализ древнекитайских концепций технологии

семиотика, технология и порядок вещей
Авторы:
Аннотация:

Этимологическое и историческое исследование показывает, что “Цзи Шу” [Технология] в Древнем Китае выражалось двумя китайскими иероглифами: “Цзи” и “Шу”, имеющими разное значение, но имеющими нечто общее. Оба они относятся к искусству и навыкам, тогда как “Цзи” иногда относится к мастеру, обладающему навыками, а “Шу” обычно относится к методу, тактике, способу, процедуре и пути. Существуют две формы знания древней китайской технологии: доминантная “Шу” и рецессивная, а “Ци” –  это ее материальная форма со своей определенной структурой и функцией. “Дао” имеет очень тесную связь с “Цзи” [Мастерством] и “Ци” [Утварью].» “Дао” – это корень всех вещей, а также корень “Цзи”. “Цзи” несет в себе “Дао”. “Цзи” соответствует пути природы. Отношения между “Дао” и “Ци” на уровне теории претерпели два этапа эволюции. Древние китайские учёные времен Чжоу, Цинь, Хань и ранней династии Тан утверждали, что “Дао” означает “Ти” [Ноумен/Вещь в себе], а “Ци” – “Юн” [Полезность]. Отношения между “Дао” и “Ци” тогда были бы полностью противоположны представлению, согласно которому “Дао” означает “Юн”  [Полезность], а “Ци” означает “Ти”. На уровне практики, если принять “Сян” [Образ] в качестве медиума, “Дао” [Вещь в себе] и “Ци” [Утварь] сольются воедино.