Социальная природа навыков: За пределами модели навыков Дрейфуса
Навыки отличаются от знаний. В “Модели навыков” Хьюберта Дрейфуса это применение “знания как”, а не “знания что”. Дрейфус разработал “Модель навыков” чтобы описать процесс приобретения таких навыков, как вождение автомобиля. Для Дрейфуса мастерство — это интуитивное отражение тела, основанное на опыте. Однако Дрейфус упускал из виду, что умелая деятельность состоит не в механически разделенных движениях, направленных на физический объект, а в определенном способе обращения с вещами и людьми, предполагающем “знание как” в зависимости от контекста используемых целей. Соответственно, приобретение навыка включает в себя два типа норм: операционные нормы и социальные нормы. То, что Дрейфус подчеркивал в своей “Модели навыков”, — это всего лишь операционная норма навыков. Применение “знания как”, приобретение навыков, передача навыков и оценка навыков основаны на социальных нормах. Это может повлиять на наше отношение к искусственному интеллекту: 1. Ни один компьютер не будет свободно говорить на естественном языке, не пройдет строгий тест Тьюринга и не будет обладать интеллектом, подобным человеческому, если он не будет полностью интегрирован в нормальное человеческое общество. 2. Ни один компьютер не будет полностью внедрен в человеческое общество в результате постепенного прогресса если рассматривать современные технологии как стартовый уровень.