Технология конструирования профессионального имиджа медицинского работника: медиадискурс COVID-19

образование, коммуникация, профессиональная культура
Авторы:
Аннотация:

Целью настоящего исследования является выявление технологии конструирования профессионального имиджа медицинского работника посредством медиадискурса COVID-19. Эмпирической базой выступают издания мирового (VOGUE, GQ, TIME, New Yorker, Esquire), российского (“Медуза”, “Российская газета”) и регионального (“Казань”, “Фонтанка.ру”) уровней, позиционирующие профессию медика. Используется комплекс методов: структурный анализ, контекстуальный анализ, дискурс-анализ, визуальный анализ, вторичный анализ социологических данных. Хронологические рамки исследования: март-декабрь 2020 года. Проведенное исследование позволяет выявить дискурсивные особенности построения профессионального имиджа медицинского работника. Лексико-семантический уровень– самый богатый по разнообразию приемов и тактик, применяемый при стратегии героизации врачей. Метафоризация “врач– герой”, “пандемия– война”, а также сравнения пандемии COVID-19 с войной, атрибутивность образа врача стали самым распространенным средством презентации образа медика в медиа. Синтаксический уровень построен на противопоставлении “врач – пандемия”, “врач– коронавирус”, а также в некоторых источниках “врач– администрация”. В медиапространстве происходит сближение полярностей “врач– общество” и “врач– пациент”, которое раньше наблюдалось только в медиа федерального уровня. На данном основании делаются выводы, что дискурсивные особенности конструирования профессионального имиджа медицинского работника являются ключевым компонентом воздействия на общественное мнение, что является особенно важным в контексте пандемии COVID-19. Благодаря использованию медиадискурса как инструмента конструирования профессионального имиджа уважение к медицинским работникам возрастает, что позитивно влияет не только на их профессиональную идентичность и профессиональный имидж, но и на улучшение отношений “врач– пациент” и “врач– общество”, повышение престижа профессии и медицинской сферы в целом и, следовательно, разрушает социальные установки негативизации медицинских работников