Рекомбинантная агентность. “Божественная комедия” встречает переработанное искусство комиксов в “Розовой мыши”, мета-медиаопере

семиотика, технология и порядок вещей
Авторы:
Аннотация:

Прозаическая поэма, адаптированная к формату медиаоперы, интерпретируемая участвующим наблюдателем, – статья представляет размышления о метрической композиции в генеративных областях практики в различных технологических модальностях. Она стремится охарактеризовать проявления агентности как в воплощенно-человеческих, так и в бестелесно-машинных терминах. Роман “Розовая мышь” (2017) был переведен композитором Ираидой Юсуповой в изобразительную аудиально-оптическую цифровую идиому. Полученное произведение искусства можно читать как мета-медиаоперу, поскольку оно дает возможность исследовать формо-теоретические особенности жанра, который оно представляет. Помимо того, что это наглядный урок интерпретации виртуального произведения искусства, это интерпретационное упражнение также решает более общую неотложную задачу в эпоху после пандемии, а именно, как извлечь чувственный порядок из виртуального шума онлайн-коммуникаций. Метрики, используемые в данном случае, охватывают лирическую, графическую и социальную артикуляцию, т. е. каденции, по-видимому, сознательно измененные. За исключением того, что метрическая интонация больше не гарантирует субъективную убедительность. Теперь, когда рефлексивность приобрела инструментальный характер, мы на свой страх и риск придаем значение агентности как выражению целеустремленности. В этой статье делается попытка расшифровать агентность, обращаясь к объективной основе материальных практик, укорененных в конструктивном семиозисе – здесь названном “рекомбинантным агентством”. Согласно этой концепции, свобода воли – это возникающий паттерн, состоящий из множества функциональных направлений, объединенных в использовании инструментов и связанных с внедренным социальным контекстом. Собранные вместе, эти части дают единое целое в движущейся цели осознанной ясности. Медиаопера Юсуповой считает агентность нередуцируемо человеческой. Она поддерживает аналоговое чувство культурного воспроизводства в рамках существующей цифровой логики культурной аннексии. Однако зритель, просматривающий “Розовую мышь” онлайн, вполне может подумать, что произведение затрагивает скорее спекулятивную струну, возможно, непреднамеренно, что, скорее всего, может побудить пользователей, сталкивающихся с неумолимой автоматизацией, служить творческой автономии.