Философия техники с точки зрения киберфеминизма

история и философия техники
Авторы:
Аннотация:

Философия техники вместе с очередной трансформацией техники продолжает переопределяться эпистемологически и онтологически, по-прежнему трудно схватываемы ее дальнейшие перспективы развития, концептуальный вектор, антропологические эффекты. В этом поле есть несколько доминирующих массово используемых подходов, есть теория технологии корпоративного утопизма, есть критическая теория техники с мрачным финалом. Есть большой объем левых критических исследований о корпоративном захвате технологических сред и упущенных альтернативных возможностях. Моя задача показать, что философия техники имеет не только исторические, экономические, идеологические различия, но и недостаточно эксплицированные гендерные различия подходов. Гендерный подход базируется на корпусе феминистской эпистемологии и критики науки, на феминистской критике культурного канона. Феминистская теория сделала большой вклад в эпистемологию и культурный анализ, последовательно проблематизируя гендерные фреймы представлений о реальности и норме. Она позволяет заметить гендерный разрыв не только в фактах ролевого неравенства, но и в постановке научных задач и организации практик. Гендерный разрыв уходит на глубину метафизических установок и эпистемологических рамок, определяющих рациональное и иррациональное, значимое и исключаемое, что обнаруживаются вопросами: Чья это наука? Какой/Чей опыт имеет значение? Как поставлены смысл и цель поиска? Пересечение феминизма и технологий было основным концептом раннего киберфеминизма 90-х и продолжает разрабатываться современными исследовательницами, писательницами, дата-аналитиками.  Из феминистского движения и теории вытекает особый критический и эвристический метод, имеющий общее значение, выходящее за рамки гендерных отношений, какими мы их знаем в повседневной жизни.