Об искусстве шибари как форме письма

семиотика, технология и порядок вещей
Авторы:
Аннотация:

Искусство связывания тела веревкой можно рассматривать как форму письма. В этой технике веревка движется, оставляя следы-узоры на теле, которое предстает как живое и чувствующее полотно. Происходит взаимодействие двух уровней: управление верёвками, расположение их узлов по созданному шаблону и воздействие на человека, который чувствует веревки и тем или иным образом на них реагирует. Почерк в том числе зависит и от нажима на бумагу. Но если “бумага” чувствует прикосновения, плавные завитушки или болезненно резкие подчеркивания, то в ходе письма приходится решать две задачи – делать буквы правильными, и налаживать эмоциональные взаимоотношения с бумагой. Таким образом в шибари важна как логическая сосредоточенность, правильность и безопасность построения, но так и живой отклик требующий от мастера чувственной включенности.  Однако в отличие от письма или живописи, где достаточно посмотреть на результат, в шибари важно видеть этапы создания, как если бы художник с каждым новым мазком принципиально менял бы свое произведение. Шибари как язык имеет два плана: один существующий в пространстве – трехмерный узор из узлов и линий на теле, другой, разворачивающийся во времени – движение веревки и подчиненного ей тела. Шибари имеет черты перфоманса, и связывание может служить передачи театрализованных взаимоотношений мастера-модели, и вместе с антуражем создавать сюжет. Однако рисунок веревки может передавать конкретные смыслы. В древней Японии, когда связывание использовалось по отношению к арестантам, веревки на теле не только не давали убежать и определяли степень свободы, но также узлы служили для информации о человеке.