Бердяев возвращается

история и философия техники
Авторы:
Аннотация:

Религиозная критика технологии пытается рассмотреть ее с точки зрения этики, а этика, по крайней мере в авраамических традициях, основывается на определенном отношении к божественному. Религиозное измерение человеческой жизни имеет как практическую, так и теоретическую стороны: мораль и теологию. Хотя эти два предмета нельзя полностью разделить, полезно рассмотреть религиозную критику, которая подходит к технологии с точки зрения практической религиозной жизни или религиозной мысли, то есть теологии. Николай Бердяев стремился выяснить основные характеристики технического века и то, как он завершает геоцентричный период человеческой истории и демократизирует общество. Принимая новую цивилизацию как исторически данную, он задается вопросом о ее религиозных последствиях: Каково религиозное значение технико-механической формы цивилизации? По мнению Бердяева и Жака Эллюля, в технонаучном жизненном мире, в котором технология стала дегуманизирующей, искажающей жизнь зависимостью, теряется нечто радикально важное. Единственный по-настоящему человеческий или духовный путь вперед лежит через обновление и повторное применение радикальной христианской тактики нападения на всех ложных богов. Подобно тому, как христианство демифологизировало природно-органический мир мифов и суеверий, христианство может вновь утвердить человеческую свободу и духовность путем демифологизации технико-механического мира. Нападение на ложных богов природы лишило природу чар, открыв путь к современной науке о природе, и тем самым к современной технологии и техно-жизни. Теперь та же тактика должна быть применена вновь, чтобы атаковать нашу зачарованность технологией