Приглашаем к публикации
Тема #медиаопера. Агент декомпозиции (дедлайн: 15 декабря 2024 г.),
приглашенный редактор: Черис фон Ксиландер.
Слово «опус» относится к технически или искусно созданному произведению. Форма множественного числа «опера» относится к форме искусства, которая объединяет множество художников и технических специалистов – музыкантов, певцов, танцоров, архитекторов и строителей помещений, художников по костюмам и свету, а затем писателей и композиторов, дирижера и режиссера, которые объединяют все это воедино. Опера представляет собой мультимедийную постановку искусно созданного мира, дающую культурный опыт, превосходящий по масштабам производства только другую форму оперного искусства – кино. И классическая опера, и кино опираются на появление города с его сенсорными модальностями и городской концентрацией технических знаний. Подобно средневековому собору и собору эпохи Возрождения, современная опера и кино позволяют собрать воедино, но окончательно «Gesamtkunstwerk», возможно, так и не будет завершен. Такие произведения искусства порождают аффилированность между разрозненными узлами взаимодействия. Не только кино преобразилось благодаря видео, которое теперь регулярно включается в оперные постановки и совсем недавно породило совершенно новый жанр «медиаопер», таких как «Эйнштейн и Маргарита», «Последний секрет Термена» или «Розовая мышь» Ираиды Юсуповой. Является ли это просто продолжением традиции создания законченного произведения искусства другими средствами? Или в постановке есть что-то действительно новое? — Хотя особое внимание будет уделено медиаоперам Юсуповой, мы приглашаем представителей истории, теории искусства, медиаисследований, науки о данных, социологии, философии и смежных областей рассмотреть в более общем плане конфигурацию эстетики в социальном пространстве: как технические медиа и сенсорные модальности, организованные в впечатляющие художественные формы, возвещающие исторические изменения, примером которых они являются? Рассмотрение принципов композиции или распознавания образов выявляет роль контекста, повествования, ритуала, обозначений, кодов, сценариев и данных. А отношение к операм как к «произведениям» коллективного производства показывает, что соборы, оперные театры, голливудские фильмы и видеопродукции представляют собой агрегатные машины, демонстрирующие различные формы агентности.