«Машинное обучение для обучающих(ся) машин» (дедлайн 5 июля 2026)

30 Октября 2025
322
 Версия для печати

Приглашаем к публикации

Тема «Машинное обучение для обучающих (ся) машин» (Дедлайн: 5 июня 2025 г.)

приглашенные редакторы: Андрея Байков и Нгуен Нгок Ву

В эпоху искусственного интеллекта читатели и писатели, студенты и преподаватели сталкиваются с новыми вопросами: если любой текст может быть автоматически сгенерирован или переведен, зачем вообще изучать языки? Если машины могут обучать людей, то есть ли это будущее педагогики? — Эти вопросы вращаются вокруг поливалентной концепции «обучающей (ся) машины» — термина, который теперь резонирует на нескольких уровнях: он относится к системам на базе искусственного интеллекта, таким как большие языковые модели; к самому человеческому познанию, то есть к нашей биологически заложенной способности приобретать знания и использовать навыки; а также к ассистентам в сфере образования на базе искусственного интеллекта, призванным дополнить процесс обучения человека. Все эти интерпретации убедительны — как с точки зрения их перспектив, так и с точки зрения проблем и влияния на многоязычные формы жизни. Они пробуждают вековую мечту о вычислительных устройствах, которые объясняют язык, генерируют новые идеи и закладывают основу для всеобщего общения. Многие стремятся вынести семантику за скобки, поднимая вопрос о том, требует ли лингвистическая координация машинно-обучаемого синтаксиса и прагматики без апелляций к смыслу. Мы приглашаем философов техники и языка, историков и теоретиков педагогики, (мульти)лингвистов и преподавателей иностранных языков, а также исследователей в области науки, технологий и культурологии к участию в этом специальном выпуске под редакцией Андрея Байкова и Нгуена Нгок Ву. Запросы принимаются по адресам soctech@spbstu.ru, a. baykov@inno.mgimo.ru или nordmann@phil.tu-darmstadt.de.

Мы были бы рады привлечению не только больших языковых моделей, но и универсальных обучающих машин Раймунда Луллийя (Рамона Люлля), которые были созданы более 700 лет назад и оставались предметом размышлений не только для Хорхе Луиса Борхеса. Или с Георгом Филиппом Харсдёрффером, который в XVII веке изобрел машину для расширения языка и мышления, выполняя разговорные игры в рамках того, что он называл Spracharbeit (лингвистическим трудом). Эти творческие умы заслуживают изучения на стыке искусства и литературы, семиотики и философии.