Машины авангарда: Об интеграции технологий и искусства

искусство, литература, цифровые исследования культуры
Авторы:
Аннотация:

Статья предлагает теоретическое осмысление гносеологического сдвига в культуре авангарда, где техника обретает статус не просто темы, но фундаментального принципа художественного языка. Методологической основой исследования служит оригинальная трехуровневая модель, реконструирующая логику трансформации техники из объекта репрезентации в субъект формообразования и, наконец, в когнитивную матрицу. На уровне «Техника-муза» анализируется процесс тематизации и поэтизации машинного мира, где техника функционирует как новый иконографический ресурс и источник аффективной энергии (А. Лабас, Д. Вертов). Уровень «Техника-соавтор» раскрывает парадигму гибридного авторства, при которой сценические и живописные конструкции выступают как агенты, активно конституирующие эстетический опыт и навязывающие произведению имманентную логику материала и процедуры (В. Мейерхольд, Л. Попова, С. Эйзенштейн). На уровне «Техника-модель мышления» искусство совершает переход к онтотехническому проектированию, интериоризируя инженерную рациональность как основу творческого акта; художественное производство сближается с социальной инженерией (А. Гастев) и биокосмическими утопиями, а произведение осмысливается как действующий протокол или чертеж новой реальности (что можно увидеть, например, в произведениях П. Филонов, или балете «Стальной скок»). Демонстрируется, что предложенная модель описывает не хронологическую последовательность, а логику усложнения способов интеграции технической рациональности в художественное сознание, результатом чего стало изменение онтологического статуса произведения искусства — от изображения мира к его активному конструированию.