Язык после человеческого — Отдаленное эхо книги Ларса Густафссона «Машины»
В этом эссе исследуется меняющаяся связь между человеческим языком и машинным текстом в эпоху генеративного искусственного интеллекта. Опираясь на концепцию Ларса Густафссона о «безмолвной машине» и прозорливое видение Эдварда Моргана Форстера в «Остановках машин», автор прослеживает трансформацию машин из монументальных, чуждых артефактов в интимные, языковые аналоги, встроенные в повседневную жизнь. Однако их «речь» вызывает вопросы: могут ли машины по-настоящему говорить, когда у них нет потребности, воли и жизненного опыта? Возникает не язык как выражение, а вероятность, сконденсированная в форму — текст без происхождения, без намерения. В отличие от идеи Марии Монтессори о том, что язык формирует ребенка как существо-в-отношении, машинный язык предстает как общение без необходимости, ответ без вопроса. На карту поставлено не только авторство, но и разрушение резонанса: когда письмо становится генерацией, смысл рискует раствориться в шуме. На этом фоне вновь обретает ценность человеческое письмо — не как эффективное производство, а как осознанная, этичная и реляционная практика. В эссе утверждается, что в диалоге с машинами люди должны вернуть себе ответственность: решать, что считать речью, что несёт смысл и как язык продолжает формировать общий мир.