Герменевтика науки: Новая метаполитика институционального порядка
Статья посвящена исследованию вопроса о допустимости использования герменевтического метода при анализе науки и технологий. На протяжении длительного периода развития исследовательских практик научный метод рассматривается как объективный, рациональный и внеконтекстуальный, что концептуально соответствует идеалам научности. В то же время герменевтический метод предполагающий диалогичность, множественность интерпретаций и глубокую укорененность в культурном контексте, до последнего времени рассматривался исключительно в методологическом контексте гуманитарных наук. Трансформация дискуссий философии науки, отмеченная переходом к кунианскому языку самоописания науки, привела к дальнейшему углублению исследований в вопросах ее институциональной природы. Критические исследования А. Нордманна, Д. Айде, М. Криза и Э. Финберга с разных сторон демонстрируют, что ограничение на использование герменевтического метода связано не с внутринаучными, а социальными причинами. Общественные иерархии, в частности регулирующие институциональную научную жизнь, обладают механизмами метаполитического контроля. Институциональное упорядочивание науки при этом является следствием применения герменевтического метода в отношении нее самой. Результатом становится создание и воплощение социотехнических образов, привычек мышления, определенных моделей технологического дизайна и публичный имидж науки как нейтрального и операционально автономного института. В заявленном исследовании показано, что все это является результатом скрытого использования герменевтического метода как инструмента метаполитки. Показано, что его легитимация в рамках научных практик, воплощаемая проектами социологии науки, феминистской философии науки, критической теории технорациональности, приводит к смещению механизмов контроля обозначенных иерархий в реальные научные практики. Смена отношения к культурной укорененности, контекстуальности и возможности герменевтического анализа объектов и процессов науки принципиально перестраивает научный этос.