Герменевтика науки: Формальные критерии и скрытые горизонты смысла
Путем письма мы выписываем мир вокруг нас и высекаем в нём смыслы. Эта идея Жака Деррида, утверждающая, что письменный текст создаёт новые миры, а не просто описывает существующий, нашла широкий отклик в различных дисциплинах. В данной статье мы рассмотрим письменные высказывания как перформативный акт именования и классификации — универсальный механизм миротворчества. В этом контексте поставлена главная проблема исследования: способны ли научные тексты, традиционно воспринимаемые как нейтральные описания реальности, в свою очередь конструировать собственные миры, становясь горизонтами для творческой интерпретации и герменевтического осмысления? В статье систематически анализируются аргументы против применения герменевтики к научным текстам и высказываниям. Эти аргументы опираются на их прозрачность, процедуры эмпирической верификации, а формализованность и строгость научных понятий. Особое значение имеет то, что научные утверждения обретают смысл через их соотнесение с наблюдаемой реальностью, что, как представляется, не оставляет места для интерпретационной неоднозначности. Соглашаясь в целом с этими доводами, автор тем не менее вводит ряд уточнений. В частности, показано, что научные тексты, подобно художественным или философским работам, порождают собственные контексты. К таковым отнесены: теоретические парадигмы, «скрытые миры» ненаблюдаемых сущностей (например, атомы, социальные структуры) или эстетические критерии вроде элегантности и простоты. Так, законы Кеплера, «Протестантская этика» Вебера и ряд других иллюстрирующих примеров показывает то, как научный смысл возникает во взаимодействии формальных утверждений и их интерпретационных горизонтов. В статье отстаивается герменевтический подход к науке. В частности, обосновывается, что научные тексты трансформируют как свои объекты, так и психологические установки читателей, что делает возможным преодоление разрыва между эмпирической строгостью и творческим конструированием смысла.