О неуниверсальности языка математики

семиотика, технология и порядок вещей
Авторы:
Аннотация:

Авторы анализируют примеры проявления неуниверсальности математического языка. Выявленные несоответствия обуславливаются как культурными различиями национальных математических школ, так и различиями в подходах в разных научных школах вне зависимости от их этнической принадлежности. В настоящее время университетские преподаватели математических дисциплин уделяют анализу несоответствий недостаточное внимание. В тоже время формирование компетенций студентов в этой области обеспечит в будущем их успешное профессиональное общение в международной среде. Результаты анализа можно разделить на четыре группы. К первой группе относятся расхождения в русских и английских понятиях, описывающих различные математические категории. Знание об этих несоответствиях существенно упрощают профессиональную коммуникацию математиков в международном аспекте. Ко второй группе относятся различия в обозначении “именных” математических объектов в русском, английском, французском и немецком языках. Эти расхождения не являются критичными при межкультурной коммуникации, потому что соответствие легко устанавливается с опорой на графики и формулы. Третью группу составляют несоответствия русской и английской математической терминологии, обусловленные культурными различиями путей развития разделов математики в научных школах разных стран. Для установления соответствий в этом случае требуется затрачивать большие усилия, поскольку эквиваленты ряда терминов отсутствуют, а другие различаются в сиу различия подходов к их обоснованию. Соответственно, преподаватели должны обращать особое внимание на формирование межкультурных компетенций студентов в этой области. Наконец, в четвертую группу выделены несоответствия в трактовках некоторых математических феноменов, как в русском, так и в английском языках, происходящие от вариации в подходах различных научных школ. Авторы приводят два ярких примера из Теории Вероятностей. Осознание студентами этих различий, несомненно, способствует развитие их критического мышления и когнитивных способностей в целом.