Проблема измерения в квантовой физике и описание сознания

история и философия техники
Авторы:
Аннотация:

Проблема измерения в квантовой физике интересна тем, что она продемонстрировала необходимость “включения” сознания в измерительный процесс. И. фон Нейманом было показано, что процесс измерения, в котором происходит редукция волновой функции, не может быть описан как чисто физический процесс и требует для своего описания введения сознания субъекта. В истории физики было предложено множество интерпретаций физического измерения, основанных на анализе “влияния” сознания на результаты измерения в квантовой механике. Целью данной статьи является демонстрация того, что проблема измерения в квантовой физике состоит не в поиске описания редукции волновой функции как физического процесса, а в поиске способа описания деятельности сознания в процессе измерения и “влиянии” сознания на физический мир. Анализ процедуры измерения как физического процесса показывает, что наблюдатель появляется в рассуждениях тогда, когда необходимо провести границу между наблюдаемым и наблюдателем. Где бы мы не проводили эту границу, необходимо фиксировать то, что нечто воспринимается, то есть осознается наблюдателем. Таким образом, проблема измерения содержит в себе философскую проблему, состоящую в том, чтобы описать акт возникновения, рождения сознания. Решение поставленных задач опирается на методологию семиотики познания. Тема рождающегося сознания отсылает нас к кантовской теории трасцендентального Я, бытие которого характеризуется безусловностью, беспредметностью, спонтанностью. В статье предлагается концепция, в соответствии с которой трансцендентальное Я состоит в действии, которое в психологии называется привычкой. Для описания спонтанных актов трансцендентального Я, результатом которых является возникновение сознания, я предлагаю рассмотреть семиотическое действие, состоящее в том, что воспринимаемый предмет должен получить выражение посредством замены его другим – знаком, или предмет должен для нас что-то значить, то есть указывать на что-то другое – значение. Семиотическая привычка рассматривать всё или в качестве знака, обладающего каким-то значением, или в качестве значения, требующего обозначения, запускает сознание. Таким образом, трансцендентальное относится к условиям возможности познания, и первым среди таких условий является полагание границы между наблюдаемым и наблюдающим посредством семиозиса. Другой важный результат, полученный в данной статье, состоит в демонстрации того, что в каждой научной теории должны существовать фикции, которые не соответствуют каким-либо реальным объектам, но их существование оправдано семиотическими отношениями между физическими объектами в структуре теории.