Развитие акторно-сетевой теории: Чему концепция свернутого пространства Бруно Латура может научиться у оригами

искусство, литература, цифровые исследования культуры
Авторы:
Аннотация:

Опытный оригами-специалист может создать сложные трехмерные фигуры из простого квадрата бумаги. Независимо от ее сложности, сложенную фигуру можно преобразовать в ее первоначальную форму: как только она развернута, появляется сеть складок, представляющая двухмерный план фигуры. Увлекательная геометрия складывания бумаги не только привлекла внимание таких научных областей, как робототехника или микроинженерия, но и имеет глубокие корни в современных дебатах по теории акторно-сетевых связей (ANT) и цифровой связи. Здесь метафора складки используется для анализа скрытых связей между, казалось бы, различимыми явлениями. При свертывании плоские сетевые структуры схлопываются в оболочки, которые меньше по размеру, но более сложны с точки зрения количества окутанных узлов. Интересно, что нет никакой связи между метафорическим представлением о сгибе и реальным процессом складывания бумаги. Эта статья опирается на формальный язык, разработанный наукой оригами, чтобы еще больше обогатить понимание складывания в ANT. Кроме того, я покажу, как можно лучше понять латуровскую идею топографических отношений, складывая настоящие бумажные прототипы, которые можно двигать в разные стороны, чтобы понять, как действие распределяется по сети складок.