Психологические вопросы формирования регулятивных механизмов в цифровой среде

технологии коммуникации
Авторы:
Аннотация:

В статье рассматриваются причины подчёркнутого интереса Массовый переход в онлайн-пространство в связи с пандемией весны 2020 г. актуализировал вопрос влияния цифровой регуляции на выбор поведения в сети Интернет как особой культурно-символической среде. В статье представлены результаты теоретического анализа регулятивных механизмов в цифровой среде и обсуждения с участниками образовательного процесса основных проблемных зон выбора поведенческих моделей в виртуальном мире кибер-пространства. Цель исследования – систематизировать психологические подходы к изучению регуляции поведения человека в цифровой среде. На основе анализа кейсов и дискуссий среди преподавателей и студентов, выявлены три проблемные зоны регуляции поведения, связанные с принятием ответственности, экстернализацией мотивации и упрощением выбора, которые отражаются в эволюции регулятивных механизмов формирования ценностных суждений, фрагментировании и разрыве цепочек деятельности и системы обратной связи, социального контроля, которые в цифровом пространстве приобретают количественное измерение. Результаты исследования ограничены качественной методологией, реализованной для эмпирической части исследования, спецификой восприятия респондентов из сферы образования, с моментом проведения исследования в период пандемии и стресса респондентов в связи с переходом к массовому онлайн-обучению. С позиций социального благополучия, обоснована необходимость поиска общественного и государственного воздействия на регулирование деятельности социальных сетей, институтов, функционирующих в сети, а также индивидуальных и групповых (например, домашних хозяйств) пользователей. Оригинальность исследования состоит в системном анализе психологических подходов к проблемным областям регулирования поведения человека в цифровом пространстве. Исследование позволило обосновать целесообразность самостоятельной регулятивной деятельности как особого вида регуляции поведения в цифровой среде, что противоречит «гугл-доктрине», предполагающей естественную саморегуляцию и самоорганизацию в сети Интернет.