Язык искусства как язык утопии

искусство, литература, цифровые исследования культуры
Авторы:
Аннотация:

В этом эссе для первого выпуска журнала “Технологии в инфосфере” (“Technology and Language”) рассматривается соединение языка и технологий в авангардном искусстве, русском футуризме и конструктивизме. Когда слова становятся зримым элементом в композиции нового мира, создание новых слов можно рассматривать как способ разрыва с мышлением прошлого, а также как социальную технологию для построения новой жизни. Художники и поэты экспериментировали с графическими и фонетическими образами слов. Хотя принципы конструктивизма и лабораторные методы творчества претендовали на универсальность, идеи эффективности и экономии не были приняты единодушно. Виктор Шкловский, основоположник формальной школы в филологии, не считал, что поэтический язык может подчиняться законам экономии. Тем не менее, создание нового языка объединило все школы авангарда и создателей пролетарской культуры, что нашло отражение в звуковой поэзии, зауми, новоязе. Созданные в период 1910-1920-х годов, они стали инструментом для утопических проектов и развития творчества.